Записки ворчливого инструктора или пособие по горным лыжам. |
Использованы советы Константина Муранова и Андрея Думнова, а также глава о подъемниках из книги Complete Skier
в переводе Андрея Сафонова, опубликованные на сайте RASC, материал Егора Светогорова, материал М. Гусева, материалы компаний-производителей и журнала Skiing (USA), аптечка составлена врачом Светланой Демянюк. Общие вопросы С чего начать? Советы с юмором Что лучше - купить свое снаряжение или брать напрокат? Сколько стоит прокат? Какие минимальные цены на новое снаряжение? Каковы цены на не новое снаряжение? Как и где лучше купить снаряжение? Где в Москве можно взять напрокат лыжи и позаниматься с инструктором? Ботинки Существуют разные группы ботинок, а что хорошо подойдет начинающим? Насколько жесткие ботинки надо покупать? Какие регулировки наиболее важны? Формуемый сапожок (внутренний ботинок, вкладыш, валенок, как его еще называют) Чем отличаются женские модели? А не имеет ли смысл купить сразу мощный, экспертный ботинок - ведь он лучше? Обязательно ли покупать дорогие специальные носки? Какие модели ботинок подойдут начинающим? Модели 2002 года У меня широкая ступня и/или высокий подъем. Ботинки каких компаний имеет смысл примерять в первую очередь? Как соотносятся различные системы размеров ботинок? Как выбрать размер ботинка и как правильно мерять ботинки? Кстати, о подборе ботинок Еще о подборе ботинок Лыжи А не все ли равно, на чем учиться кататься? Верно-ли утверждение "Начинай на карвинге"? Как выбрать ростовку (длину) современных лыж? Можно-ли покупать подержанное снаряжение? Советы по выбору и проверке подержаного снаряжения Часто советуют приобретать сразу лыжи для опытных катальщиков, "на вырост". Имеет ли это смысл? Какие компании выпускают хорошие лыжи? Посоветуйте модели для начинающих Имеет ли смысл начинать со сноублейдов? Кстати, о выборе лыж Палки Крепления Какие крепления лучше купить? Как отрегулировать крепления и что с ними нужно делать? Кстати, о креплениях Уход за снаряжением Я ведь новичок - так зачем надо мазать лыжи? Что нужно делать с лыжами, особенно если они не новые? Как хранить и сушить ботинки? Одежда Очки Подьемники ОФП Правила безопасности на склоне О скорости Что взять с собой в горы? Какие лекарства надо взять с собой в горы? О шапочках Где кататься в России? Итак, вы решили заняться горными лыжами. Причин, по которым такое решение принято, может быть сколько угодно: от простого любопытства до желания отдохнуть вместе с каким-то определенным человеком, от необходимости проведения совместного отдыха с партнерами по бизнесу до зависти к "посвященным". Ну да бог с ними, с причинами. Решили заняться этим видом отдыха (именно отдыха, давайте с самого начала об этом условимся) и хорошо. Теперь давайте посмотрим, как начать, что купить, где научиться, с кем кататься, где познакомиться, как выбрать, куда поехать, что такое... Вопросов - масса. Я попытаюсь ответить на основные или подсказать, где такие ответы можно найти. Интернет - штука могучая, надо только знать, где что лежит. Я считаю, что знаю (да, с самомнением у меня нормально:-))) не только где и что в интернете лежит, но и (что, на мой взгляд, не менее важно) что из всего лежащего в интернете, имеет смысл использовать. Начну с ответа на первый вопрос, который уже возник у некоторых: "а ты кто такой?". Мне "за сорок", обладатель нескольких удостоверений инструктора (второй категории, если это кому-то что-нибудь говорит), высшее техническое, фотолюбитель, автор и исполнитель песен (выпустил два CD), на лыжах скоро 25 лет, помимо этого сайта редактирую еще и горнолыжный раздел журнала "Лыжный Спорт". Ну, а теперь - ответы на остальные, ничуть не менее важные, вопросы: Общие вопросы С чего начать? Начать надо с того, чтобы просто определиться - а надолго-ли возникло у вас желание заняться этим видом отдыха. Если хотите просто попробовать, то вариантов, на мой взгляд, существует три: Первый - наименее употребительный в силу самых разных причин, но сбрасывать со счетов его не будем, поскольку он и самый дешевый. Надо попросить у товарища (подруги), которые являются счастливыми обладателями горнолыжного снаряжения, чтобы они вас взяли с собой на горку и дали попробовать съехать разок-другой. Этот вариант сработает в том случае, если у вас есть такие знакомые, и размер ноги у них не меньше размера вашей задней лапы. Ботинки, скорее всего, не очень подойдут вам по ноге, но на это пока закрываем глаза. Вы, по крайней мере, сможете в первом приближении понять - а стоит ли продолжать тратить деньги на это разорительное увлечение. Безусловно, за один раз, да еще без инструктора, да еще и в неподходящих ботинках, не всем удастся окончательно определиться, но попробовать имеет смысл - ведь это по крайней мере бесплатно, не так-ли? Второй вариант сработает в крупных городах с достаточно известными местами катания или в развитых центрах зимнего отдыха, куда можно съездить на денек - другой. Надо только заранее выяснить - есть ли там прокат, взять с собой паспорт и запастись суммой денег, достаточной для оплаты проката и залога за взятое напрокат снаряжение. Не все пункты проката дают снаряжение под залог паспорта или водительского удостоверения - в некоторых требуют еще и залог в размере стоимости снаряжения, чтобы обезопасить себя от коллекционирования чужих паспортов, бывшие владельцы которых теперь стали обладателями горнолыжных комплектов. Кстати: как правило, если уж прокат существует, то и инструктора можно рядышком найти, что тоже крайне невредно, но об этом - чуть ниже. Третий вариант - совместить эксперимент на собственной шкуре и недельку отдыха в горах. И в России и за ее пределами в каждом приспособленном для катания месте есть прокаты, в которых можно взять требуемый комплект снаряжения. Подороже, конечно, но даже если вы решите в дальнейшем не заниматься горными лыжами, то уж отдохнуть сможет отлично: и горы посмотрите, а они очень красивые, и (ежели поедете в марте-апреле) загорите, и с народом разнообразным познакомитесь, можете мне поверить. Ну а про зарубежные курорты в смысле отдыха и говорить нечего: сауны, бассейны, магазины, бары, рестораны, спортивные и водные центры - короче, если даже вы решите не кататься на лыжах, то время, проведенное там, будете вспоминать с удовольствием. Советы, следуя которым горнолыжник приготовится к сезону, а не-горнолыжник поймет, почему не надо заниматься этим делом. (Перевод советов одного из американских инструкторов). Посетите ближайший мясокомбинат (за взятку в 100 рублей) и договоритесь о том, чтобы Вас на полчаса заперли в большом морозильнике. После этого истратьте еще столько-же, чтобы согреться теми методами, которые Вам лично больше по душе. Тщательно намочите Ваши перчатки и не забывайте класть их в морозильник после каждого использования. Обмотайте маленькой и тугой резиновой лентой верхнюю часть головы перед тем, как ложиться спать. Если Вы носите очки, намажьте все стекла какой-нибудь липкой дрянью. Выбросьте 500-рублевую купюру. Сходите на ближайший каток и пересеките его раз 20, делая вид, что ищете свою машину. Обуйте перед этим горнолыжные ботинки. В руках у Вас должна быть большая спортивная сумка, набитая одеждой, 2 пары лыж и палок. Постоянно роняйте и поднимайте все, что у Вас есть в руках. Для того, чтобы хорошенько вспомнить, что такое горнолыжные ботинки, возьмите Ваши кроссовки, насыпьте туда гальки или щебня, тщательно перемешанных с колотым льдом. После того, как обулись, посильнее (лучше всего, с помощью жгута) затяните вокруг каждой ноги веревку. Подтягивайте веревку по мере таяния льда. Купите новые перчатки и немедленно выбросьте одну. Плотно привяжите себя за ногу к дереву и попросите Вашего друга быстро бежать прямо на Вас, размахивая над головой лыжей. Сходите в McDonald's в час пик в выходной день и, выбрав самую длинную очередь, купите самый дорогой гамбургер. Съешьте его, стоя в толпе рядом с кассой. Повесьте картонку размером с пропуск на подъемник себе на шею на короткой веревочке. Сядьте на мотоцикл и езжайте достаточно быстро для того, чтобы эта штука больно колотила Вас по лицу. Сядьте в машину и поездите часов 5 медленно – медленно, как будто Вы едете за здоровенным трейлером в сильный снегопад. Сядьте перед вентилятором так, чтобы струя воздуха била Вам в лицо. Возьмите мелко наколотый лед и бросьте несколько пригоршней в вентилятор. Дайте растаявшему льду стечь на одежду. Наденьте на себя все, что только сможете. Затем снимите, поскольку Вам необходимо сходить в туалет. Как следует захлопните дверь автомобиля, положив перед этим в щель большой палец. К доктору не ходите. Повторять все вышеизложенное каждую субботу и воскресенье до наступления настоящего сезона. Что лучше - купить свое снаряжение или брать напрокат? Считаем, что этот вопрос у вас возник уже после того, как вы определились в своих желаниях, и твердо поняли: горные лыжи - это здорово, и вы этим будете заниматься. В таком случае у вас также существует три варианта: Первый - выезжать в горы на недельку в году, а дома лыжами не заниматься. Так поступают очень многие люди, и большинство из них пользуется услугами прокатов. Плюсы - не надо каждый раз таскать с собой громоздкое снаряжение и хранить его дома. Минусы - вы каждый раз будете обречены на трату времени и денег в прокатах, и почти никогда не получите хорошо подходящие ботинки, которые будут изредка натирать ноги, обеспечивать ломоту в голеностопе и прочие маленькие радости. Второй вариант - купить свое снаряжение и возить его в горы, а по выходным кататься на маленькой (или побольше) горке, доступной вам. Плюсы и минусы изложены в первом варианте, но здесь их следует применять наоброт (в смысле - там, где описаны минусы - теперь читайте "плюсы"). Третий - купить наиболее важную часть снаряжения - ботинки. Да, они тяжелые. Да, они занимают много места и в сумке, рюкзаке или чемодане, и в шкафу дома. Да, они выйдут из моды быстрее, чем успеют выйти из строя. Подробнее о том, насколько важны ботинки и как их правильно подобрать и подогнать, чуть ниже, а пока приведу один-единственный аргумент. В ваших собственных ботинках вы никогда не подцепите грибок. В прокатных - риск есть, несмотря на обработку спреями "у них". А в России я ни разу не слышал о том, чтобы в прокатах ботинки обрабатывали противогрибковыми средствами. Я уже не говорю о том, что в прокате ботинки могут быть откровенно мокрыми, особенно если вы их берете на час-другой, и ноги в них замерзнут очень быстро, не говоря уже о том, что влезать в чужую мокрую обувь некоторым может быть просто противно. Сколько стоит прокат? Стоимость проката зависит от того, насколько качественный комплект вы хотите получить, а также от места, где вы берете снаряжение. В России стомость комплекта снаряжения от 150 рублей за час, в странах Европы - примерно от 7 - 10 долларов за день катания. Если вы берете снаряжение на длительный срок (несколько дней) стоимость снижается. Какие минимальные цены на новое снаряжение? Реальные цены: новые лыжи с установленными креплениями - до 150 долларов, новые ботинки - около 100 долларов (все выпуска этого или прошлого года), модели для начинающих или не очень хорошо катающихся. Еще одно маленькое замечание: в конце сезона практически все магазины в Москве распродают коллекции со скидкой порядка 30 %, так что старая пословица насчет саней летом весьма правильна и в отношении горнолыжного снаряжения. Каковы цены на не новое снаряжение? И лыжи, и крепления и ботинки на рынке можно найти по 20 - 30 долларов. Например лыжи классической геометрии, ботинки Alpina Bemil и крепления Marker, Tyrolia, Salomon выпущенные 15 - 20 лет назад, но в абсолютно рабочем состоянии. Как правило, снаряжение за первый год своей эксплуатации теряет около 50 процентов стоимости. Затем - медленнее, но пятилетнего возраста абсолютно живой и рабочий комплект можно подобрать примерно за четверть своей первоначальной стоимости. Но от скрытых дефектов, увы, никто не застрахован. Как и где лучше купить снаряжение? Чтобы потом вам не пришлось клясть себя за неверный выбор снаряжения, используйте следующую программу действий: Шаг 1. Если дело будет происходить на одном из курортов Европы - достаточно найти магазин с приемлемыми ценами и целиком довериться продавцу, не забывая только об одном - хотя он как правило и отлично разбирается в снаряжении, но продать-то хочет то, что подороже. Потратив достаточное количество времени (два - три часа) вы сможете подобрать для себя подходящий комплект. Скорее всего, этот первый шаг будет и последним. Самые лучшие цены - в конце сезона, хотя во всех странах распродажи начинаются уже в январе. Самые низкие цены на снаряжение - в Андорре, примерно на треть ниже Московских. Вариант покупки снаряжения в родной стране: Посетите 2 - 3 - 4 приличных магазина и плотно пообщайтесь с продавцами, записывая модели лыж и ботинок, которые они порекомендуют. И цены, конечно! В Москве можно попробовать съездить в "Кант", "Эрцог", "Марафон-Спорт", "Адидас-Саломон", "Фишер", "Спортмастер", "Триал-Спорт", "Альпиндустрия", "Альпийский Мир". Во всех перечисленных магазинах есть квалифицированные продацы-консультанты, да и выбор снаряжения весьма неплох. А в субботу или воскресенье можно увидеть очень много снаряжения на рынке около Автозаводского моста. Шаг 2. Постарайтесь найти описания каких-то из этих лыж и ботинок в каталогах, тестах журнала "Лыжный Спорт", который можно купить в одном из магазинов или на том-же горнолыжном рынке, в каталогах М. Гусева "Экип" 2001 и 2002 годов, или прочих таблицах и списках, имеющихся на http://skis.ru, причем не только в разделе о лыжах и ботинках, но и в разделе об уровнях техники горнолыжников - там тоже есть рекомендации по некоторым моделям снаряжения. Шаг 3. Если этой информации маловато, - задавайте вопрос в конференции или обратитесь к списку рассылки с перечислением конкретных моделей, потому как сейчас на рынке столько всего, что советовать что-то конкретное, а потом это "нечто" искать - застрелишься (если только советующий не ставит целью тебе что-то продать или порекомендовать обратиться к конкретному приятелю - такое ведь тоже возможно). Шаг 4. Определитесь с длиной лыж выбранной модели. Шаг 5. Покупайте выбранное снаряжение. Где в Москве можно взять напрокат лыжи и позаниматься с инструктором? В самой Москве таких мест два: первое - это спортивный клуб "Кант", расположенный недалеко от станции метро "Нагорная". Подробности - на сайте www.kant.ru Второе место - склоны в Крылатском. Если подъехать со стороны Гребного канала, то возле нижней станции подъемников есть и прокат, и инструкторы, работающие и в будние дни (примерно с часа дня) и в выходные. Информацию о "Школе горнолыжника в Крылатском" можно молучить на сайте www.arasia.ru В Подмосковье также можно и взять снаряжение напрокат и воспользоваться услугами инструктора, например, в спортивном парке "Волен", расположенном недалеко от ст. Яхрома Дмитровской ж.д. www.volen.ru Ботинки Как уже упоминалось, ботинки – наиболее важная деталь снаряжения. Вы можете кататься на стареньких лыжах, одевшись в спортивный костюм, ушанку и варежки, но если ботинки вам не подходят – увы, вполне возможно, что вы никогда не получите удовольствия от катания. Более того, катание в неподходящих ботинках может затормозить прогресс в обучении, испортить тщательно спланированный отпуск, обеспечить постоянную боль в ступнях или икроножных мышцах, в лодыжке или пальцах. Если ботинки вам не подходят, самые хорошие лыжи и самые лучшие места для катания не принесут радости. Не экономьте на ботинках. Не стоит стараться купить ботинки самого последнего «модельного года», пусть даже в ущерб их потребительским качествам. Еще раз повторю некое общее правило: снаряжение за первый год теряет около 50% своей стоимости. Хорошо подходящие ботинки будут служить вам очень долго. На ногах российских горнолыжников и сейчас еще можно встретить популярную в 80–х годах модель Alpina, да и другие модели ботинок, выпущенные лет 10–15 назад. И все эти годы в них катались! Существуют разные группы ботинок, а что хорошо подойдет начинающим? Каждый производитель выпускает десятки моделей ботинок, все разнообразие моделей обычно разделяется на несколько групп. Необходимость существования ботинок нескольких групп объясняется различными сочетаниями двух основных требований к ботинкам: они должны быть комфортными и в тоже время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Различные комбинации этих, как правило, взаимоисключающих требований и приводят к необходимости создания нескольких групп ботинок. Самые простые и комфортные ботинки для детей и начинающих не рассчитаны на катание на больших скоростях и при сложном состоянии снежного покрова. В тоже время наиболее жесткие ботинки для гонщиков обеспечивают минимальный уровень комфорта – ведь основное в этой группе точность и скорость передачи усилий на лыжу при тех больших нагрузках, которые испытывают ботинки при движении лыжника по жесткому склону на высокой скорости. Использование таких моделей начинающим может вообще отпугнуть его от катания – ноге-то может быть очень жестко, ботинок не согнешь – какое уж тут удовольствие. Ботинки для начинающих - максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, часто с возможностью переключения режимов «ходьба–катание», что помогает освоиться в необычных и непривычных "колодках". Именно такие ботинки и должны быть вашими первыми горнолыжными ботинками. Насколько жесткие ботинки надо покупать? Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. Начинающим имеет смысл выбирать наименее жесткие и наиболее комфортные ботинки. Конечно, если вы занимаетесь спортом и хорошо физически развиты, а также планируете быстро прогрессировать, можно приобрести и ботинки чуть пожестче - для катающихся. Какие регулировки наиболее важны? В зависимости от класса ботинок, их изготовители предусматривают самые разнообразные регулировки, правильно подобранное положение которых во-первых позволяет максимально быстро подстроить ботинок под Вашу ногу, а во-вторых, помогает и учесть особенности стойки и состояния склона (например, переключатель жесткости ботинок поможет при переходе с жесткого подготовленного склона на бугры). Наиболее часто конструкция ботинок для начинающих предусматривает следующие регулировки: На подавляющем большинстве моделей ботинок существуют клипсы, которые служат для фиксации ноги в ботинке. Обычно число клипс колеблется от 1 до 4, а их конструкция может оказаться самой разнообразной. В некоторых моделях для начинающих с «задним входом», то есть с откидывающейся задней частью ботинка, эту же функцию выполняет большая клипса, в которую встроен специальный винт, при закручивании которого внутри ботинка затягивается фиксирующая стопу лента. Также существуют различные варианты встроенных в ботинок винтов с откидывающимся для ослабления фиксации ноги флажком, выполняющие ту же функцию. В недорогих моделях для начинающих и катающихся в качестве материала для клипс используется прочный пластик, можно также встретить комбинацию металл + пластик. Зачастую клипсы обеспечивают возможность двух регулировок: точной (как правило микрометрический винт) и грубой (зубцы), что позволяет добиться оптимального соотношения между точностью фиксации стопы и нижней части голени и комфортом Ваших ног (за счет максимального ослабления давления на них). Во многих моделях существует кантинг. Служит для компенсации кривизны ног при помощи регулировки наклона манжеты внутрь или наружу относительно нижней части внешнего ботинка. Если форма Ваших ног – Х–образная или О–образная, наличие кантинга для Вас просто обязательно. Для дополнительной фиксации и плотного обхвата манжетой (верхней частью наружного ботинка) икроножной мышцы также применяется ремень (одно из торговых названий – Velcro 360), охватывающий ногу по самому верху манжеты ботинка. В последнее время в качестве материала для изготовления этого ремня используются кевларовые волокна. Затяжка позволяет максимально быстро, плотно и вместе с тем достаточно мягко обхватить икроножную мышцу и зафиксировать ее не только во внутреннем ботинке, но и относительно манжеты внешнего жесткого ботинка. Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее. В экспертных и гоночных моделях ряда ведущих компаний, например Nordica, Lange, Rossignol эта регулировка имеет два положения – жесткое и мягкое, в ряде других моделей (Tecnica, Kneissl) имеется пружина с регулятором, который позволяет плавно изменять ее жесткость. Yе уверен, что эта регулировка нужна начинающему, так что можете не принимать ее в расчет при выборе ботинок Переключатель «ходьба–катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и проч. Со временем к наклону ботинка привыкаешь и такой переключатель перестает быть нужным. А для начала - вполне полезное дополнение (конечно, если ботинки вам подходят по ноге - это непременное условие!) Формуемый сапожок (внутренний ботинок, вкладыш, валенок, как его еще называют) Отдельно следует отметить следующую особенность конструкции внутреннего ботинка (сапожка): возможность изменения формы наполнителя для наилучшего облегания ноги. Это уже не регулировка, а скорее, отличительная особенность подавляющего большинства современных моделей ботинок. В настоящий момент существует несколько различных типов таких материалов, используемых компаниями-производителями горнолыжных ботинок. Один из таких материалов не требует специальных операций, поскольку его физические свойства обеспечивают «автоформование» наполнителя сапожка по ноге через некоторое время после обувания, это время составляет от одного часа до одного дня катания. После этого материал сохраняет форму ноги, что обеспечивает комфорт и вместе с тем точность передачи усилий на лыжу. Кроме того, появились материалы, которые допускают несколько раз производить термоформование сапожка по ноге владельца без применения заливки дополнительных материалов. Такой материал используется в чуть более дорогих моделях. Эти ботинки для окончательной подгонки в наиболее важных местах достаточно разогреть изнутри горячим воздухом с помощью специального устройства, имеющегося в магазинах, а затем обуть, застегнуть, и минут 15 походить в них. Подобная технология позволяет «перезаливать» ботинок при смене владельца, правда не более нескольких раз. Чем отличаются женские модели? Необходимо также отметить, что если Вы подбираете ботинки для женщины, старайтесь выбирать их из многообразия моделей, разработанных и выпущенных с учетом особенностей строения женской ноги. Это обеспечит катающейся более удобную обувь, чем традиционные мужские модели. Да и особенности женской фигуры разработчиками тоже учитываются – ведь строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин. Именно для учета этих особенностей манжета женских моделей обычно сильнее наклонена вперед, чем у моделей, предназначенных для мужчин. Кроме того, мотивация у женщины может совершенно отличаться от мужской – мужчина чаще стремится получить удовольствие от скорости и точности движений, а для большинства женщин горные лыжи – это скорее возможность отдохнуть вместе с семьей или друзьями, побыть на солнце, насладиться всем комплексом ощущений, которые предоставляют горы зимой. Так пусть ботинки будут удобными и комфортными, и пусть женщина в них катается на доступной для нее скорости, а не борется со склоном и снаряжением. А не имеет ли смысл купить сразу мощный, экспертный ботинок - ведь он лучше? Хочу предупредить об одной достаточно распространенной ошибке: если Вы не вполне уверены, что будете серьезно относиться к горным лыжам, тренироваться перед началом сезона, быстро прогрессировать, кататься на высокой скорости и достаточно агрессивно – тогда не старайтесь кататься в ботинках более высокой группы, чем это необходимо. Выбранные ботинки должны соответствовать Вашему классу катания, ведь среди ботинок, позиционируемых производителем (например) как ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику, существуют различные варианты жесткости, различные регулировки, позволяющие более точно учесть ваши индивидуальные склонности и стремление к прогрессу, выбрать более жесткие ботинки, если Вы сильны или Ваш вес превышает средний. Если Вы, например, не в состоянии при движении на лыжах прогнуть ботинок усилием ноги, он может не позволить Вам подать колени вперед и принять правильную стойку. Следствием этого явится неправильная загрузка лыжи в повороте и ошибки в технике катания, медленный прогресс и, как следствие, меньшее удовольствие от отдыха на лыжах. В частности, достаточно распространенная ошибка, вызванная излишне жесткими ботинками – выпрямленные ноги и проворачивание лыж под собой. Ноги сильнее устают, чем при правильном катании, а причина - неправильно выбранный ботинок. Обязательно ли покупать дорогие специальные носки? Прежде чем обуть ботинок, необходимо одеть носок, так?. Тонкий, обязательно заканчивающийся выше ботинка эластичный носок, не оставляющий ни единой складочки – вот идеальное решение. Разнообразие специализированных горнолыжных носков велико. Тонкие и толстые, самых разных расцветок и производителей – есть эластичные толстые носки, есть тонкие носки с толстым следом (как стелька) есть тонкие носки с более толстой нижней частью, короче – сначала купите «правильные» носки. Но наилучшим образом усилие от ноги на лыжу будет все-таки передаваться в самых тонких носках. Если Вы будете в них только кататься, то они проживут очень долго - лет пять - десять, так что на них тоже лучше не экономить. Цены на действительно хорошие специализированные горнолыжные носки могут переваливать за 40 долларов, но тут золотое правило – «чем мех дороже, тем он лучше» тоже действует… Иногда, особенно на морозе, нога в обычном носке в ботинок «лезет» с большим трудом – попробуйте поверх обычного носка, в котором катаетесь, натянуть тончайший капроновый «подследник» или гольф – обуваться станет значительно проще. Какие модели ботинок подойдут начинающим? Мерять, мерять и еще раз мерять... Начнем с ботинок для дам, а точнее - для тех из них, кто на склоне предпочитает позагорать в шезлонге, немного покататься, насладиться ароматом капуччино, словом - ездит в горы отдохнуть, а не устать. Сразу несколько законодателей горнолыжной моды - например Kneissl, Rossignol и Salomon предложили принципиально новую конструкцию ботинка - кабриолет, то есть сочетание достаточно открытой наружной жестой оболочки с элегантным внутренним сапожком. Но если Salomon сориентировал модели такой конструкции сезона 2002 года на пункты проката, то Rossignol и Kneissl поистине создали произведения искусства - модель Rossignol Soft, например, отделана натуральной кожей различных оттенков, пожалуй наиболее изысканно выглядит вариант с черно-белой отделкой. А в модели Kneissl Rail предпочтение отдано «космическим» материалам и футуристическому техно-дизайну. Наиболее мягкие и комфортабельные ботинки для начинающих (здесь и далее приведены модели сезона 2001-2002): Alpina - группа Discovery и модели групп Avant - для мужчин, Vivid - для женщин с индексом, не выше 6. Atomic - группы ботинок Beta Super Lite и Free Zone. Dalbello - группа Recreational и модели Innovex (NX) 6.3 и 7.3 Dolomite - группа Matrix модель 300 Head - группы Cyber и EZ 7.5 - 8.5 Kneissl - Ergocruise Lange - группа Vector Lowa - модели LC2.3 для женщин и SC2.2 Nordica - модели W 5.2 и F 5.2 Rossignol - группа Liberty Salomon - группа Verse, младшие модели Performa, Evolution 2 Tecnica - Rival X5, Duo 40 - 50 Ботинки, которые обеспечат достаточную поддержку и атлетичным и быстро прогрессирующим лыжникам: Alpina - модели групп Avant - для мужчин, Vivid - для женщин с индексом 6 - 7 Atomic - группа ботинок Beta Carv 7, 8. Dalbello - модель Innovex (NX) 7.3 и модель CRX Cruiser Custom Dolomite - группа Matrix модели 500 и 700 Head - группа X, EZ и Cyber 9.5 - 10.5 Kneissl - Ergo Power XT Lowa - модели LC4.3 для женщин и SC4.2 XL (с увеличенным объемом в подъеме) для мужчин Lange - группа RRS Nordica - модели W 7.2, N 5.2 и F 7.2 Rossignol - мужские Salto, женские Saphir Salomon - группы Performa, Evolution 2 Tecnica - Rival X7 - X9, Duo 70 - 90 У меня широкая ступня и/или высокий подъем. Ботинки каких компаний имеет смысл примерять в первую очередь? Ступня несколько шире среднего, подъем тоже почти нормальный. Компании, чьи ботинки имеет смысл примерять в первую очередь (модели перечислены выше): Alpina, Dalbello, Head, Lange, Lowa, Nordica, Raichle, Rossignol, Salomon Действительно широкая ступня и высокий подъем. Модели: Dolomite Explore 6.4 и 6.4L, Dolomite Matrix 700 и 700L Nordica Free 7.2 и 7.2W Salomon Evolution 2 9.0 и 9.0W Salomon Performa 7.0 и 7.0W Tecnica - Rival X7 и X7L Обратите внимание: это справедливо только для ботинок для начинающих! Как соотносятся различные системы размеров ботинок? Как выбрать размер ботинка и как правильно мерять ботинки? Основное правило, которое действует при выборе ботинок – никогда не жалейте времени на примерку, самое главное – ботинки должны как можно лучше подходить Вам по форме внутреннего сапожка, «облегать ногу». В мире существует более 20 компаний, выпускающих горнолыжные ботинки самых разнообразных групп, и у каждой линии ботинок, выпускаемых различными компаниями, своя колодка, отличающаяся по ширине ступни, высоте подъема, объему ноги в подъеме, рельефу наполнителя в области лодыжки, высоте свода стопы, ширине и высоте манжеты… Вы можете начать с того, что узнать, какая модель более других подходит для Вашей ноги – данные о том, какие особенности присущи различным моделям и компаниям-производителям, публикуются в специализированных горнолыжных журналах, некоторые рекомендации можно отыскать и на этом сайте. Но только слушать советы других людей и без примерки покупать ботинки практически невозможно – Ваша нога индивидуальна, и только Вы сможете понять, что и где у Вас в данной модели ботинок «не так». Выбрав модели ботинок и тщательно одев носок, в котором Вы будете кататься, еще раз проверьте размер вашей ноги. В хороших магазинах существуют специальные подставки для определения размера по длине и ширине ступни, причем размеры ботинок различных производителей могут слегка отличаться. Так например (частный случай, но все мы индивидуальны!), для одной и той же ноги могут хорошо подойти некоторые модели Tecnica размера 25,5, Salomon размера 25 и Lange размера 8. Общее правило (хотя и весьма приблизительное) – если у Вас широкая стопа, Вам необходимы ботинки на пол-размера больше, чем длина Вашей стопы в сантиметрах. Очень важное условие: измерять длину стопы необходимо в тот момент, когда она находится под нагрузкой, то есть Вы стоите на обоих ногах, чуть согнув колени. Это требование объясняется тем, что под нагрузкой кости стопы расходятся, и стопа увеличивается в размерах: в длину – до 5 мм, а в ширину – до 12 мм! Именно поэтому измерять стопу и примерять ботинки обязательно в положении стоя, а никак не сидя. Еще один вариант (правда надо отметить, что он весьма неточен) проверки правильности выбора размера – вынуть из ботинка сапожок и встать в наружный ботинок ногой в носке так, чтобы большой палец уже слегка упирался в переднюю часть ботинка. Позади пятки должно оставаться расстояние около 25 мм, то есть достаточное для того, чтобы Вы могли поместить туда скрещенные указательный и средний пальцы вашей руки. При этом измерении надо помнить, что производители обычно изготавливают внешний ботинок одного размера для двух последующих размеров ноги, то есть например у ботинок с размерами 27 и 27,5 (или 26,5 и 27 у другого производителя) наружный ботинок будет совершенно одинаков, а внутренний ботинок будет различаться по толщине наполнителя. Это поможет вам очень точно подобрать подходящий вам размер данной конкретной модели ботинка после того, как вы убедитесь в том, что именно эта модель максимально точно повторяет форму ноги. Если ботинок подходит по размеру, вставьте сапожок на место и обуйтесь. Первое впечатление – ботинок маловат. Не торопитесь примерять ботинки большего размера. Дело в том, что все современные ботинки в большей или меньшей степени «обминаются» по вашей ноге в процессе катания, и кажущийся тесноватым при первой примерке ботинок будет в самый раз после пары дней катания. Сначала застегните (но не затягивайте!) клипсы снизу вверх. Встаньте и покачайте ногу вперед-назад, из стороны в сторону. Затем подайте колено вперед так, чтобы пятка плотно «уселась» на предназначенное для нее место. Подтяните клипсы. Ботинок должен плотно облегать ногу везде, может быть чуть-чуть туговато – ведь его наполнитель еще не обмялся и не принял форму вашей ноги. В дальнейшем это произойдет, и вы будете застегивать клипсы гораздо сильнее, чем при первой примерке – обратите на это внимание, поскольку если вы уже затянули их на последнее положение, у Вас не остается возможности подтянуть их, когда это действительно потребуется. Пальцы не должны упираться, также как и быть излишне свободными. Попробуйте на одну ногу обуть ботинок одного размера, а на другую – отличающийся на пол-размера. Почувствуйте разницу, поймите, что вам больше подходит. Проделайте то же самое с ботинком такого же размера, но другой модели. Попробуйте приподнять пятку от стельки – она не должна подниматься. Присядьте – сначала медленно, затем резко. Если вас бросило назад – возможно, этот ботинок для вас чересчур жесткий, или вам необходимо подобрать модель с чуть более сильным наклоном манжеты вперед. Если вас ничто не смущает, подтяните клипсы еще немного. Побудьте (но не сидя – подвигайтесь при этом, походите) в ботинках минут 10–15. Постарайтесь почувствовать – не давит–ли верх языка на ногу при сгибании, нет–ли неприятных ощущений в икроножной мышце от верха манжеты при напряжении мышц. Если отсутствуют болевые ощущения, онемение, нога не болтается, не скользит вперед–назад и из стороны в сторону и вам все подходит – поздравляю. Вы нашли свой ботинок. Существует ряд рекомендаций, кажущихся необязательными, но прислушаться к ним имеет смысл. Во-первых, посетите несколько магазинов и проконсультируйтесь с продавцами, примерьте в каждом магазине как минимум 3–5 различных моделей ботинок, чтобы понять, какая модель подходит вам наилучшим образом, кроме того это позволит вам сориентироваться в ценах (и может быть, скорректировать свои притязания). Старайтесь мерять ботинки ближе к концу дня – ваши ноги вечером слегка увеличиваются в размерах. Кстати, обычно одна нога чуть больше другой, так что примеряйте оба ботинка. Учтите, что в теплом помещении ботинки намного мягче, чем они будут при катании даже на мартовском солнышке – материалы, из которых сделаны ботинки, на морозе становятся гораздо менее гибкими. После того, как ботинок выбран, внимательно осмотрите и попробуйте все регулировки. Всякое может быть – ни одна вещь не застрахована от случайного брака. Кстати, о подборе ботинок Давние годы, снаряжение только "с рук" можно купить. Рынок в Москве. Двое приезжих с периферии новичков собираются купить ботинки. Подходящая пара на рынке только одна, размер неизвестен. Один из приезжих пытается надеть ботинок, с трудом запихивает туда ногу, с большим трудом застегивает, пауза. Ботинок сильно жмет, явно мал, но купить очень хочется. Оба в задумчивости, затем второго осеняет идея: "А ты вкладыш внутренний вытащи, и одну "калошу" одень!" Первый тут-же делает, как ему посоветовали, ботинок, естественно, болтается. "Ну вот и хорошо, а со вкладышем мы что-нибудь придумаем" - говорит второй. Ботинки покупаются, довольная пара удаляется. Продавец в полном недоумении бормочет, обращаясь в никуда: "А может, зря я их продал?". Еще о подборе ботинок Пологий склон, по склону неторопливо едет одинокая лыжа... с зажатым в крепления застегнутым на все клипсы ботинком. Леденящие кровь картины возникают в воображении... Вдруг вижу - выше по склону ковыляет девушка, держа в одной руке вторую лыжу, а во второй руке - палки. На одной ноге - ботинок, на второй - в палец толщиной шерстяной носок. Выскользнула, понимаешь! Так что комфорт должен быть в меру, а носок - один! Лыжи А не все ли равно, на чем учиться кататься? Неверное утверждение. Если хочешь отвадить человека от горных лыж - дай ему слаломные лыжи, на которых катаются спортсмены на кубке мира, заточенные для льда, самые лучшие крепления со шкалой 12-24 и гоночные-же ботинки. Хотя в этом случае ботинки могут быть любые - вывих, растяжение или разрыв связок, а то и перелом все равно обеспечены почти на 100%. Или наоборот - взять 20 - летнего возраста лыжи Polsport с круглыми кантами, разваливающиеся ботинки того-же возраста + крепления КЛС, привязанные бинтиком - ездить можно, но научиться кататься - ну если только для первых 3 - 5 дней на лыжах. Верно-ли утверждение "Начинай на карвинге"? Уже хорошо известно, что на лыжах современной геометрии прогресс в обучении идет намного быстрее, уже с первого дня осваиваются самостоятельные управляемые спуски, так что это утверждение однозначно верно. При малейшей возможности (финансовой) обзаводитесь современными лыжами! Как выбрать ростовку (длину) современных лыж? В основу определения ростовки положен принцип, используемый одним из производителей. Предлагаемая система достаточно универсальна и даст приблизительную оценку для подавляющего большинства современных моделей, а окончательно уточнить необходимую вам ростовку вы сможете у консультанта в спортивном магазине. Главное, чтобы он разбирался в снаряжении. А это, увы, не всегда случается... Найдите соответствующую вашему весу "базовую" ростовку лыж и отнимите дополнительные сантиметры, соответствующие вашей агрессивности/способности. Вес, кг < 47 48 - 52 53 - 58 59 - 65 66 - 73 74 - 82 > 83 "базовая" ростовка 145 150 155 160 165 170 175 Вы неспортивны, не уверены, что у вас получится - отнять 20 см Вы достаточно спортивны, и действительно хотите научиться кататься - отнять 10 см Вы уверены, что буквально через несколько дней сможете кататься по большинству хорошо подготовленных трасс + 0 см Осталось выбрать ближайшую к получившейся сумме ростовку лыж. Необходимо отметить, что полученная величина ростовки лыж является весьма приблизительной и каждая компания дает свои рекомендации для производимых моделей. Как правило, подробную консультацию можно получить у консультанта в магазине и в каталоге производителя. Можно также воспользоваться правилом выбора лыж на 20 сантиметров меньше роста - если вы неспортивны, на 10 сантиметров меньше роста, если вы действительно хотите научиться кататься и равные росту, если вы уверены... В любом случае, удовольствие от катания вы все равно получите! Можно-ли покупать подержанное снаряжение? Можно, но в этом случае Вам не обойтись без помощи горнолыжника со стажем - он сможет заметить большинство дефектов снаряжения. Да и хотя-бы примерно возраст выбранного снаряжения тоже поможет определить, а это поможет сохранить деньги. Или хотя-бы их часть... Если вы все же вынуждены отправиться за подержанными лыжами самостоятельно, по крайней мере прислушайтесь к советам Кости Муранова: 1. Лыжа, если продавец, как честный и благородный человек, вас не предупреждает об этом особо, не должна иметь следов склеивания. Поэтому внимательно рассмотрите лыжу сбоку - боковая поверхность должна быть одного цвета и не иметь наплывов (эпоксидка!). Возьмите лыжу за носок одной рукой, а другой со всей силы надавите на грузовую площадку. Рассмотрите внимательно. Бывали случаи, когда клеенные лыжи расслаивались. 2. Канты в профиле должны быть квадратными, а щель между кантом и лыжей, если есть, должна быть одинакова по всей длине лыжи. 3. Линейка, приложенная вертикально к скользячке, должна показать ровную или чуть выпуклую линию, ни в коем случае не выпуклую - значит лыжи точили (по злому умыслу или по глупости) со стороны скользячки так, чтобы лыжа казалась не точеной ни разу - канавка цела (кстати, канавка - признак очень пожилых лыж - на современных моделях ее не делают), и канты выступают вбок как у новых. 4. Лыжи, приставленные друг к другу скользящими поверхностями, образуют симметричную фигуру. При резком сдавливании пальцами слышен одиночный короткий хлопок. Если лыжа побывала в аварии, то нет ни первого ни второго. 5. Посмотрите вдоль скользящей поверхности лучше сразу двух лыж - поверхность не должна быть винтовой, а поверхности лыж принадлежать одной плоскости. 6. Внимательно посмотрите на место контакта сложенных друг к другу скользящими поверхностями лыж. При медленном сдавливании точка контакта почти не должна перемещаться ближе к середине лыж. Если такое перемещение хорошо заметно - носки лыж "устали" и не работают, ка должны. 7. Возьмите с собой хоть кого-нибудь, даже не специалиста по снаряжению - покупатель по разным причинам бывает так зачарован товаром, что не видит очевидного, или думает: "А, черт с ним, что с дефектом, зато фирма-то какая". Часто советуют приобретать сразу лыжи для опытных катальщиков, "на вырост". Имеет ли это смысл? Здесь совет тот-же, что и с ботинками: Начинающим имеет смысл выбирать наименее жесткие и наиболее прощающие ошибки, "нестрогие" лыжи. Именно такими и являются лыжи для начинающих. Конечно, если вы занимаетесь спортом и хорошо физически развиты, а также планируете быстро прогрессировать, можно приобрести и лыжи пожестче - для катающихся, несколько более "продвинутые". Но ни в коем случае не покупайте наиболее мощные лыжи для экспертов или спортсменов - прогресс затормозится. Ведь никто же не учится (да еще на улицах с интенсивным движением) водить машину за рулем Ferrari, не покупает многопроцессорный сервер для того, чтобы играть в компьютерные игрушки, не пользуется системой спутниковой навигации для того, чтобы отправиться в ближайшую булочную... Так почему вдруг нужно покупать дорогие (да еще и специализированные) модели лыж для того, чтобы научиться простейшим движениям? Если уж вы хотите, чтобы ваши лыжи являлись своеобразной визитной карточкой, купите систему лыжи-крепления Pilot компании Salomon - достаточно эксклюзивная модель Verse 10 Pilot и комфортна, и престижна. Или выберите модели для начинающих, выпущенные компаниями Volant, Stokli или еще "круче" - La Croix. Таких лыж на склоне вы уж точно не увидите ни на ком, эта компания позиционирует свои лыжи как очень престижные, и цена у них соответствующая. Какие компании выпускают хорошие лыжи? Абсолютно все компании выпускают хорошие лыжи. Можно сказать и по другому: абсолютно все лыжи, выпускаемые всеми компаниями для начинающих, очень хорошие. До тех пор, пока вы не станете настоящим экспертом, способным разобраться в поведении каждой модели лыж, вы можете абсолютно спокойно выбирать лыжи понравившейся вам марки или наоборот - не обращать внимание на бренд. Безусловно, у каждой компании есть свои успехи - модели, своеобразные лидеры пользовательских симпатий, и чем больше компания предлагает моделей лыж - тем выше шанс очередного успеха, то есть разработки модели, которая будет пользоваться повышенным вниманием. Но помните: сколько людей - столько и мнений, и очень критично относитесь к советам, особенно к советам неспециалистов и к советам продавцов фирменных магазинов, в которых предлагается только один бренд. Посоветуйте модели для начинающих. Лучше всего ориентироваться по каталогам производителей, если они доступны. В последние годы почти все производители в своих каталогах публикуют рекомендации по каждой модели лыж. Также характеристики и особенности моделей публикуются в журналах "Вертикальный Мир" и каталоге "Экип" М. Гусева. Перечислю модели 2002 года: Atomic Beta Carv 6.18, Beta Carv 7.18 Blizzard Termo Gel V 23 Dynamic One, Style Dynastar Agyl Elan Integra 3.0 Fischer Sceneo 1 Head Big Easy, Cyber X20 K2 Escape 2500, T-Nine Reflex (женская модель) Kneissl Ergo Cruise X, Cruise Free La Croix Pearl Nordica Freestix S CA Rossignol T-Power Cut 10.6, Cut 10.5, T-Power Saphir (лыжницам), Free ZB 3 Salomon - серия Verse Stokli Axis HEC Volkl V1, G1, V1 20/20, G2 Energy 20/20 Повторюсь, что если вы - достаточно спортивны и уверены в своем быстром прогрессе, тогда вы сможете прогрессировать и на несколько более мощных моделях, таких как: Atomic Beta Carv 8.18 Blizzard Termo Gel SC 20 Dynamic Mystic, Top Style Dynastar Agyl Omega Elan Integra 5.0, Whistler 3.0 Fischer Sceneo 2 Head Cyber X40 K2 Escape 3500, T-Nine Flight (женская модель) Kneissl Ergo Power X Nordica Freeight CA Rossignol T-Power Cobra S, T-Power Saphir CS(лыжницам) Salomon - старшие модели серии Verse, CrossMax 7 Stokli Spirit SC Volkl V2, G2 Energy, G2 Energy 20/20 А если вы молоды и планируете тусоваться в half-pipe, осваивать прыжки и трюки, обратите внимание на следующие модели: Atomic FreeZone Rodeo Blizzard Shark Dynamic Mystic, Style Dynastar Agyl - старшие модели, Concept Elan Airtwist Fischer Sceneo 2 Head Air Head K2 Enemy Kneissl Supafly Nordica Air Drive TT Rossignol Free ZB 2, Pow' Air Pro - действительно агрессивным Salomon - Seventwenty Volkl V Имеет ли смысл начинать со сноублейдов? Сноублейды - короткие, длиной до метра, лыжики с установленными неотстегивающимися креплениями. Техника катания на них отличается от той, которая используется на горных лыжах, так что начинать с них обучение не стоит. Сноублейды - другой спортивный снаряд, на котором тоже можно получить массу удовольствия, но учиться на них непросто из-за малой длины и, соответственно, недостаточно широкой зоны баланса в продольном направлении. Кстати, о выборе лыж Валентин Цой (журнал "SKI / Горные лыжи" 1996) В Копаонике, на горнолыжном курорте Югославии, мы обратились с таким вопросом к Драго - директору ски-сервиса. Он нас долго не понимал. "Ну, - мы начали обьяснять, - чтобы пятка была пожестче, носок помягче... Или как?" Опять ему непонятно. "Зачем? Пусть такая как есть пятка". Тогда мы спросили: "Как вы себе выбираете лыжи?" - А-а, - наконец сообразил он, - по костюму, по цвету. Все лыжи хорошие! Как выбираются палки? Палки являются важнейшим элементом экипировки лыжника. Вместе с тем, параметр при выборе практически один - длина. Все эти супероблегченные из углепластика, да отделяющиеся при падении ручками, да с победитовым острием, да... конечно, верх конструкторской мысли. Но все это великолепие пропадет, если палки окажутся длинноваты. Вам придется высоко задирать руки, но сгибания-то хорошего все-равно не получится, а значит не хватит импульса для входа в поворот, и вы начнете закручивать корпус в сторону поворота, да... В общем - "душераздирающее зрелище...". Выбор длины. Если лыжник в г/л ботинках сожмет в кулаке перевернутую палку за острие, а локоть прижмет к туловищу, то локтевой сустав должен представлять прямой угол. Плюс-минус 1.5-2 см ничего не меняют. Еще вариант проверки: низ кулака на рукоятке стоящей палки должен быть на талии или чуть выше, когда Вы стоите на лыжах. Ремешок нужен, хотя бы для того, чтобы не потерять палку. Очень удобно, когда он точно подогнан по руке. А кольца - важный элемент безопасности. Какие крепления лучше купить? Практически любые крепления для катания на горных лыжах производства ведущих компаний-изготовителей, каковыми являются (в алфавитном порядке, все перечисленные крепления работают великолепно и выбор марки - дело вашего вкуса) Atomic (практически точно такую же конструкцию имеют и крепления Dynamic), Fischer (крепления изготавливает концерн Salomon), LOOK (один разработчик и изготовитель с Rossignol), Marker, Rossignol, Salomon, Tyrolia, подходящие вам по шкале усилий. Усилие срабатывания, необходимое вам, должно располагаться близко к середине шкалы. Например, если ваше усилие срабатывания - "6", Вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 9, если "8 - 9", то лучше купить крепления со шкалой от 5 до 12 или 15. Менее распространены, но от этого не становятся менее надежными крепления Nordica. Как отрегулировать крепления и что с ними нужно делать? Надёжная работа креплений - основа Вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Самая опасная нагрузка на ногу - винтовая. При такой нагрузке передняя головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок. Винтовые нагрузки осложняются давлением на носок вниз или вверх, вибрациями, они могут быть резкими или плавными. Снизить винтовую нагрузку на ногу при таких сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов креплений и ... ваши деньги. Второе необходимое направление срабатывания - освобождение пятки ботинка при падениях вперёд. Безопасность при этом, как правило, надёжно достигается на всех моделях креплений, выпущенных в течении последних 15 лет. Все больше моделей креплений позволяют освобождать носок ботинка вверх под любым углом, то есть в секторе 180 градусов. Это может понадобиться при полётах и кувыркании в рыхлом снегу, а также для лыжников со слабой физической подготовкой. Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под ваш ботинок и ваши ноги. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке с определённым усилием. Поэтому для ботинок с другой длиной подошвы (цифра обычно находится сбоку на каблуке) надо передвигать пятку креплений. Это обычно легко сделать с помощью ступенчатого фиксатора или (в некоторых моделях) винта. Достаточно один раз посмотреть, как это делает опытный лыжник и Вы сами можете подгонять крепления под разные ботинки. Многие модели имеют простой индикатор прижима в виде метки, которая должна попасть в окошко при вставленном ботинке. Если индикатора нет, достаточно поставить задник так, чтобы пятка ботинка становилась на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии (конечно, при этом носок ботинка желательно вставить в головку креплений). Диапазон настройки простых универсальных креплений - не менее 24мм, часто - 28-30мм, есть модели с 40мм и наконец специальные модификации для прокатов адаптируются под любую длину подошвы. Длина подошвы определяется не только размером обуви, но и технологическими и конструктивными особенностями ботинка. Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений - шкала винтовой нагрузки, усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке - усилия при падении вперёд. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ski-мастера или по таблицам, прилагающимся к креплениям. Если таковой под рукой не окажется, можно воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам - 30%. Опытным лыжникам - 0%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Срабатывание креплений обычно происходит при падении, но можно упасть, не нагрузив крепления или наоборот, создать мощное усилие, стоя на месте. Если вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает что делает. Крепления не любят весеннюю грязь и дорожную соль. Не стоит применять для мытья растворители, чистящие средства и горячую воду. А вот холодной воды они не боятся. При аккуратном обращении крепления даже через 4-5 сезонов не нуждаются в смазке, и могут прослужить более 15 лет. Крепления любят, чтобы их прыскали защитным силиконовым аэрозолем. Сцепляя лыжи тормозами для переноски, немного сдвиньте одну лыжу, сведите их "скользячками" вместе и аккуратно сдвигайте лыжи до зацепления, применяйте "липучки" для связывания - это продлит жизнь скистопам и кантам. Кстати, о креплениях Чегет. Южная мульда. Лет 20 назад. Занятия с группой новичков, обутых в PolSport + КЛС проводит инструктор. Сверху на высокой скорости появляется хорошо экипированный и в красивой стойке лыжник. Взоры новичков устремляются на него. Польщенный таким вниманием, лыжник ослабляет внимание, врезается в бугор. Двойной щелчок креплений-автоматов, и лыжник, не меняя стойки, уходит головой вперед - за бугры. Лыжи остаются на месте. Инструктор, стоящий на лыжах Polsport + КЛС: "А вот так срабатывают в случае опасности для здоровья лыжника современные автоматические крепления Salomon 727 со ски-стопами". Лыжник встает, отряхивается как собака, вылезшая из воды, подходит к лыжам, оставшимся на том-же месте, вставляет ботинки в крепления и, оттолкнувшись палками, набирает скорость. Инструктор: "И, как видите, застегивать их тоже очень удобно." Примечание: КЛС - крепления, выпускавшиеся в СССР, без ски-стопов, застегивались вручную, привязывались веревочками или бинтиками, чтобы не уезжали далеко при срабатывании. Уход за снаряжением Я ведь новичок - так зачем надо мазать лыжи? Дело в том, что смазка лыж нужна сразу по нескольким причинам. Первая - смазанные лыжи лучше скользят, а в теплую погоду мокрый снег на них не налипает. То, что лыжи лучше скользят - это не повышает опасность при катании, а напротив - снижает риск, поскольку легко скользящие лыжи и управляются легче. Представьте себе такую ситуацию, когда лыжи вообще не едут. Можно на таких научиться кататься? Конечно нет. А вторая причина, по которой следует лыжи смазывать - смазка защищает скользящую поверхность, то есть продляет лыжам жизнь. Что нужно делать с лыжами, особенно если они не новые? Уход за лыжами - ритуальное развлечение для посвящённых. Для начала достаточно помнить, что лыжи не любят езды по камням и, конечно, дорожную соль. Везёте лыжи на верхнем багажнике - защищайте их чехлом. Но дома чехол стоит снять для просушки. Для улучшения скольжения нужны специальные мази. Но в оттепель, чтобы не прилипал снег, достаточно натереть скользячку свечкой (это такая фирменная российская упаковка мази - веревочка для полировки поверхности внутри парафина :-). Если Вы очень любите свои лыжи - на лето покройте скользячку парафином с помощью утюга. Кстати, парафин, и весьма недорого, можно купить в аптеке, если на фирменные парафины скольжения деньги тратить "жаба душит". Только следите за тем, чтобы не перегреть скользящую поверхность - парафин должен плавиться, но не дымиться! Не стоит нести лыжи в мастерскую после каждой царапины или хвататься за напильник, как только канты затупились настолько, что трудно побриться. Оставим экспертам споры о способах доводки базы и о долях градуса заточки кантов. Самое главное - скользячка должна быть плоской и ровной в поперечнике, а канты - не очень тупыми! Для этого лыжи надо обрабатывать снизу. Сделать это хорошо вручную без специальных инструментов не просто и весьма утомительно. Циклёвка на станке в мастерской обойдётся от 200р (зима 2001). Самое главное, чтобы канты не выступали из скользячки. И если такая неприятность образовалась - смело обращайтесь в сервис. Если вы только учитесь и предпочитаете кататься по снегу, это не придётся делать чаще одного раза в сезон. Как хранить и сушить ботинки? Подходящая обувь - основа комфорта, необходимое условие для получения удовольствия. Нормально подобранный новый ботинок должен равномерно плотно сидеть на ноге (но не давить!), оставляя свободу в пальцах. Не увлекайтесь зажимом ноги! Это нужно только профессионалам. Если обувь велика, это не спасёт. На классических ботинках начинайте с минимального натяжения застёжек, начиная с нижней. Вторая клипса должна мягко охватить (но не сжать!) подъём. Затем стоит чуть подтянуть первую клипсу (нога её обычно почти не чувствует) так, чтобы не болталась. Верхними застёжками достаточно лишь выбрать свободный объём в голени. Точно так же надо затягивать откидной задник на "раскладных" ботинках. С опытом придёт и понимание необходимого усилия зажима. В современных ботинках можно часами не испытывать дискомфорт, даже не расслабляя клипсы. Не стоит доверять этим ощущениям и рекламе, ноги надо беречь! Заведите себе за правило расстёгивать хотя бы верхние клипсы во время отдыха и даже перед коротким подъёмом на подъёмнике для восстановления нормального кровообращения. Чтобы реже вытаскивать сапожок для просушки, сняв ботинки, оставьте их остыть на морозе открытыми (например - на балконе), а в помещении закройте голенище (скомканой газетой, например) и поставьте к батарее (лучше повыше) на полчаса, пока обувь не прогреется, и только затем откройте. Не стоит надевать ботинок на горячую трубу - он может послушно принять её форму, а вдруг она не совпадает с формой вашей ноги? Перегревать ботинки тоже не следует - максимальная температура, до которой позволительно нагревать ботинок при сушке - не выше 50 градусов. Дело в том, что в качестве наполнителя для некоторых внутренних ботинок используется такой материал, который после разогрева и дальнейшего остывания в застегнутом (и надетом на ногу) состоянии принимает форму ноги. А без ноги пластик примет одному ему ведомую форму... Летом храните обувь застёгнутой в тёмном месте, можно не очень плотно набить ботинки бумагой. Носок и пятка ботинка взаимодействуют с креплениями. Эти части подошвы должны точно соответствовать по форме стандартам, быть чистыми и скользкими. Поэтому не стоит много ходить в лыжных ботинках по асфальту. Перед тем, как вставить ботинок в крепления - очистите подошву и платформы крепления ото льда. На определенном и довольно длительном этапе развития каждый горнолыжник верит, что есть такая модель лыж, ботинок и креплений, приобретя которые, он сразу же поедет. Да, такой набор есть! Но он... там, в волшебной стране! Очки в Подмосковье не являются предметом первой необходимости. А в горах хорошие очки нужны, они защитят Ваши глаза от жёсткого горного солнца. Поэтому дешёвые подделки не годятся – простая пластмасса пропускает ультрафиолетовое излучение. Опыт показывает, что специальные горнолыжные очки удобнее всего. Одежда Обычно горнолыжники одеваются теплее, чем для беговых лыж, но легче, чем для прогулки. Конечно, если вы едете на Урал в январе, будьте готовы к температурам и "за 25", а если на Кавказ в апреле, то к "плюс 10", то есть в первом случае не лишней будет пуховка, а во втором - ветровка... Для начала - должно быть удобно и не мокро, то есть тонкая, нескользящая по снегу синтетическая ткань на синтепоне пойдёт. Нескользящая - из соображений безопасности. В костюме из неспециализированной, скользкой ткани после падения можно остановиться намного ниже того места, где остались отстегнувшиеся лыжи. И это еще полбеды. Гораздо хуже, если вы остановились после удара о скальный выступ или могучую сосну... Конечно, современный специальный костюм из «дышаших» и нескользящих материалов гораздо приятнее и безопаснее. Одеваться в горах нужно по приципу "капусты" - много тонких слоев, а не две толстенные теплые вещи. На тело одевается тонкое душащее белье, которое отводит влагу от тела. Следующий слой - более толстый - флисовый блузон, который таже отводит влагу дальше - к наружней куртке. Если холодно - еще один слой - более толстая куртака из флиса, и уже затем - наружная куртка, также на флисовой подкладке, с капюшоном, непромокаемая, но дышащая. Перчатки или варежки – обязательный элемент безопасности, они защищают ваши руки. Вязанные шерстяные рукавички быстро промокнут и заледенеют, но в последние годы в продаже есть такое количество самых разнообразных перчаток - как дешевых поделок их плащевой ткани до дорогостоящих На «тросовом подъёмнике» рабочие брезентовые рукавицы поверх перчаток или варежек очень помогут их подольше сохранить. Даже если очень тепло, прихватите шапочку в карман. Если налетит ветер, капюшон совсем не помешает. Кстати, об одежде Был однажды случай в Домбае. Весна, солнышко, а с утра снег заледеневший, шершавый, как терка. И приспичило одной даме на горе по нужде в кустики сходить, поскольку до туалетов цивилизованных далековато. А в те стародавние времена катались обеспеченные люди в полукомбинезонах с бретельками, а дамы еще в теплые дни в купальниках загорали, дабы цвет тушки содержать в соответствии со своим элитным видом. Так вот, купальник у той дамы был "цельный". Присела она, стало быть, в тех кустиках, а лыжи возьми да и поедь. И поехали они прямо через склон с людьми катающимися. А поскольку снег шершавый был, падать или садиться обнаженной филейной частью прямо на сию шершавость даме не хотелось. Так она весь широкий склон траверсом и проехала, услаждая мужскую часть катающейся публики своим неординарным видом. И укатила с треском в дальние кустики на другом краю широкого склона. Очки Горнолыжных очков масса. Для первых прогулок в горах лыжник приспособил "шоферские" очки, затенив стекла. Очки защищали от снежной пыли и яркого солнца. Однако главным сюрпризом высоты стал не солнечный свет, а UV лучи, разрушающие сетчатку глаза. Поэтому основным достоинством и отличием защитных горных очков является их способность отражать лучи ультрафиолетового и инфракрасного диапазона. Стекло как материал имеет неприятное свойство раскалываться в мелкие брызги. Поэтому пришлось изобрести фильтры из полиматериала с прозрачностью почти природного кварца. Затем пластик научились окрашивать в разные цвета, чтобы повысить контрастность картинки в туманную погоду, сохранить восприятие цвета весеннего эдельвейса в солнечную. Отдых в горах - это приятная физическая и умственная работа, в которой тело и голова выделяют тепло. Тепло, выделяемое лицом, имеет свойство конденсироваться на стеклах (фильтрах), поэтому пришлось научить очки вентилировать воздух. Мельчайшие частицы влаги из-за разницы температур на внешней и внутренней поверхностях фильтров имеет физическое свойство замерзать, поэтому человек изобретает противообледенительное (анти-фог) покрытие и применяет пакет, наподобие оконного, спасающий в морозную погоду. Наши черепа в чем-то отличаются друг от друга, а оправа очков должна хорошо прилипать к любому лицу, и при этом не раздражать кожу и лыжника. Тоже интересная задача. И много других, пусть не самых главных: чтобы легко снимались-одевались, чтобы не царапались и на обычные очки садились, чтобы сгибались в дугу в рюкзачке и под костюмчик по цвету подходили, картинку снизу-сверху и справа-слева не сильно ограничивали. Да мало ли чего еще человеку захочется от такой малости, как защитные очки для зимнего отдыха в горах. Есть модели, которые можно легко одеть поверх привычных очков с диоптриями, есть специальные - двойные - горнолыжные очки с диоптриями, изготовляемые на заказ. Можно также использовать открытые, обычные солнцезащитные очки, надо только убедиться в том, что они не пропускают ультрафиолетовую часть излучения солнца, прочно сидят на носу и не свалятся при первом повороте. Очень не помешают такие очки с боковыми "крылышками", защищающие глаза от бокового солнечного света. Подьемники Горнолыжные подъемники открывают дорогу в горы. Подниматься в гору пешком тяжело и долго, поэтому чем быстрее Вы научитесь пользоваться подъемниками, тем больше километров сможете проехать и тем быстрее научитесь кататься. Поначалу использование подъемниками может показаться сложным, но Вы быстро научитесь. Буксировочные подъемники Скорее всего самый первый встретившийся Вам на культурных склонах подъемник будет буксировочного типа. Наиболее распространены буксировочные подъемники Т-типа, называемые "швабрами" за свой внешний вид. Буксировочный подъемник представляет из себя непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (вариант, показанный выше на фотографии). В случае кнопочного подъемника тарелки прикреплены подпружиненным шнуром, на некоторых вариантах - просто закреплены на конце шеста. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона. Берем буксир Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Об этом вам скажет оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку! Подъем Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас. Сходим с подъемника Следите за сигналами, предупреждающими о конце подъема. Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника. Особенности У некоторых подъемников очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу. Дети и очень легкие взрослые. На старых подъемниках дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от земли... Может случиться по разному - поворот на 360 градусов вполне безопасен, а на 90 градусов - нет. Единственный путь - попытаться дотянуться до снега хотя бы задниками лыж, и надеяться на благополучное приземление. Такое случается исключительно редко, и никогда не случается на современных подъемниках. Подъемники Т-типа Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква "T", прикрепленная к тросу за ножку (швабра). Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем. Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются. Садимся Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину. Движение Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это ваш партнер, а не противник. Сходим Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне. Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она может завертеться и ударить кого-нибудь, пока ее трос сматывается в крепление. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее. Советы Постарайтесь подобрать партнера с такой же широкой задницей, как Ваша. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу. Наклонитесь к плечу Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое. Кресельные подъемники Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный способ подъема на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла обычно двух, трех, или четырехместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они стремительно двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников. Садимся Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу - сели идеально. Опустите страхующую перекладину, как только сиденье сойдет с платформы. Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться. Выходим Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас поясная сумка или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснуться снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине. Кабины на тросе, фуникулеры и прочее Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки. Распространенный в России тип подъемников - бугельные "с крючком" Бугель - это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, представляющему собой иногда весьма причудливую конструкцию, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого - для облегчения подъема - существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками или, с появлением опыта, которую можно просунуть между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки. Совет один: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Обычно далеко не у всех это получается с первого раза, так что не расстраивайтесь и повторяйте попытки - получится, и довольно быстро. ОФП Редко кто из любителей разминается перед стартом. Ещё реже лыжники готовятся к сезону с лета. Но не забывайте, что это: - Значительно снизит вероятность травмы на лыжах - Ускорит Ваш прогресс в технике - Увеличит удовольствие от катания - Очень полезно само по себе Самое простое: общая растяжка, глубокие приседания и прыжки, бег. Правила безопасности на склоне К сожалению, эти правила соблюдают не все, хотя написаны они, в каком-то смысле, "загипсованной рукой"... Вы ведь на склоне не один, и если вы не будете их выполнять, и ваши соседи по склону не будут их выполнять, то очень скоро кто-нибудь может (тьфу-тьфу-тьфу) оказаться на больничной койке... Будьте взаимно вежливы и внимательны. Ведь лишний взгляд наверх или вбок займет намного меньше времени, чем лежание на больничной койке. А в Европе могут ведь даже за разорванный комбинезон в суд подать, не то, что из-за нанесенной травмы, преценденты с Россиянами уже были... 1 Будь внимателен по отношению к другим. Необходимо вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности других людей, находящихся на склоне и не повредить им каким-либо образом. Лыжник, спускающийся по склону, должен выбрать направление своего движения так, чтобы лыжники, находящиеся перед ним, не были подвергнуты опасности. 2 Контролируй свою скорость - ты должен иметь возможность объехать внезапно возникшее препятствие (например, упавшего лыжника) или остановиться в любой момент. Скорость и способ движения лыжников должны выбираться ими таким образом, чтобы полностью удовлетворять их собственным способностям контролировать свое движение, а также условиям ландшафта и погодных условий, наличию визуальных помех, требованию не подвергать опасности других людей, находящихся на склоне. 3 Не останавливайся в узких или плохо просматриваемых местах трассы. Лыжнику, упавшему в таком месте, либо вынужденному сделать там остановку по какой-либо иной причине, следует покинуть это место настолько быстро, насколько это возможно. 4 В случае падения как можно быстрее собери разбросанное снаряжение. 5 Если необходимо подъехать к уже стоящему (или лежащему) на склоне лыжнику, не останавливайся над ним, и не подъезжай сверху. 6 Помни: спускающийся ниже тебя имеет право на весь склон. Кроме того, он, как правило, тебя не видит. Вне зависимости от того, с какой стороны и в каких условиях лыжник совершает обгон, он должен оставлять обгоняемому лыжнику место, достаточное для любых его движений и маневров. 7 Перед резкой сменой направления движения (например, перед поворотом в конце длинного траверса) убедись, что твой маневр будет безопасен для окружающих и тебя самого. 8 В случае плохой видимости (туман, "плоское" освещение, поземка) спускайся на низкой скорости. 9 В случае, если ты стал свидетелем несчастного случая, поставь скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передай информацию о несчастном случае с подробным указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, характерные особенности склона) на станцию подъемника или в спасательную службу. Любой лыжник, ставший свидетелем или участником несчастного случая, либо оказавшийся вовлеченным в происшествие в каком-либо ином качестве, обязан удостоверить свою личность. 10 По возможности старайся предвидеть маневры других катающихся. 11 Перед началом движения по склону или возобновления движения после остановки, необходимо перед началом движения посмотреть на склон вверх, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо опасности для себя и других людей, находящихся на склоне. 12 Поднимайся пешком только по обочинам трассы. 13 Если склон промаркирован, необходимо соблюдать требования маркировки, имеющейся на склоне. 14 Все требования работников спасательных служб обязательны для выполнения. О скорости Человек, первую неделю проводивший в горах, решил прокатиться по учебному склону "скоростным спуском". Естественно, не рассчитал тормозной путь... Очередь, с опаской наблюдавшая за экспериментом, успела разползтись и довольно крупный гражданин со всей дури врезался в деревце. Оно затрещало и рухнуло. Кто-то из очереди: "Милый, это-ж тебе не личный садик, а Тебердинский государственный заповедник! Природу-то беречь надо!" Что взять с собой в горы? Одежда, шапочка и перчатки, очки, сумка или рюкзак, чехол для лыж, маленькая поясная сумка-банан или рюкзачок для мелочей. Защитные кремы от солнечной радиации (с фактором побольше - 18,...), а также хлопчатобумажный платочек, при помощи которого убирается пот, ведь капельки пота – это линзы, многократно увеличивающие силу солнечных лучей. А без солнцезащитного крема вы, особенно весной, сгорите до волдырей - горное солнце очень жестокое. В давние времена в качестве защитного крема использовалась салицилово-цинковая мазь. Гигиеническая помада. Губы на морозном ветру в горах высыхают и растрескиваются. Фляжка для сока или коньяка - по потребности. Смазка для лыж - небольшой упаковки универсальной смазки вполне достаточно. Что из лекарств необходимо брать с собой в горы? (Аптечка горнолыжника) Количество звездочек – чем сильнее препарат, тем больше звезд - как у коньяка. Если у вас есть привычное заболевание - обязательно взять с собой лекарство. Да и с врачом проконсультироваться не мешает. Например в Красной Поляне высокая влажность, и у предрасположенных к астме людей может возникнуть обострение. Препараты в ампулах Вольтарен (противовоспалительное) Вводить внутримышечно (далее - В/м) 1 раз в сутки в течение 3 - 5 дней. Баралгин (обезболивающее*) при болях любой этиологии в/м 1-2 раза в сутки Максигам (обезболивающее**) при болях любой этиологии в т.ч. суставных в/м 1 -2 раза в сутки Трамал (обезболивающее***) при переломах однократно, как скорая помощь. (На курортах с развитой спасательной службой лучше, однако, спасателей дождаться...) Реланиум (успокаивающее) при переломах, и др тяжелых травмах. Однократно. Одноразовые шприцы 6 мл. - 15 шт, Шприцы 2 мл. - 8 шт Примечание: Внутримышечно - укол делается в верхнюю наружную четверть любой половины попы. Перед выполнением (горнолыжный термин, но здесь тоже, вроде, подойдет) укола кожу необходимо протереть спиртом. После - тоже. Препараты в таблетках Эфералган (парацетамол) 500мг. (при повышении температуры, но не более 4 таб в день) Сумамед 500мг (при бронхите, пневмонии по 1 таб. в день в одно и то же время за 1 час до еды.) Нолицин 400 мг. (при цистите, пиелонефрите по 1 таб 2 раза вдень 5-7 дней) Финалгон (апизатрон, випросал) (согревающее при заболеваниях суставов, легких травмах) Долгит-крем (Вольтарен-гель) противовоспалительное при травмах суставов и мягких тканей. Фестал (мезим-форте, панзинорм) При пищевой нагрузке, тошноте, связанной с перееданием. Активированный уголь При любых отравлениях, в т.ч. и алкогольных, Но-шпа ( при болях в животе, спазмах, головной боли спастического характера по 2таб. - 3-4 раза в день или однократно.) Анальгин (по 1 - 2 таб при болях любой этиологии, но не более 5 таб, в день.) Баралгин (по 1таб. при болях не более 3-4 таб. в день.) Сульгин ( по 2таб.-.4 раза в день при поносе пока понос не прекратится, но не более 2-4 дней, если не помогает - перейти к имодиуму) Имодиум ( по 1 таб при поносе однократно, 2 таб принимается при отсутствии эффекта от первой, но не более 3 таб в день) О шапочках Чегет. Занятия с группой новичков проводит женщина-инструктор. Одна из лыжниц, совершая попытку поворота, садится на попу и сползает метров на 30 вниз, на полпути теряя шапочку. Сидя на снегу поворачивается к группе и кричит:"Я шапочку потеряла, привезите, пожалуйста". Инструктор, с плохо скрываемой яростью:" Не шапочку, а крышку от чайника!!!" В этом материале я наверняка что-то упустил, так что если остались вопросы - задавайте, постараюсь ответить. А потом и сюда ответы выложить. |